Максим Сапронов, CTO «Авито»: «В рыбалке – как в жизни: никогда не знаешь, на какую блесну поймаешь».

Максим Сапронов, CTO «Авито»: «В рыбалке – как в жизни: никогда не знаешь, на какую блесну поймаешь»

После одного из первых походов на платную рыбалку в Подмосковье технический директор «Авито» Максим Сапронов привез домой 50 кг карпа. Теперь он ловит только хищную рыбу и летает рыбачить в экстремальных условиях за полярный круг.

Еще школьником, в конце 80-х, Максим Сапронов разрабатывал компьютерные игры. Позже в резюме появились «Яндекс», Microsoft, Skype, собственный стартап и ученая степень кандидата технических наук. Последние пять лет Сапронов – СТО (Chief technology officer – технический директор) «Авито». Как и все профессионалы в IT, большую часть времени Максим проводит за компьютером. 12 лет назад он почувствовал, что из-за сидячей работы и постоянного онлайна ему не хватает связи с физическим миром. Так в жизни появились сначала велосипед, потом фотография, виндсерфинг, горные лыжи. Но настоящее единение с природой подарила рыбалка. На это повлияли и теплые воспоминания о ловле рыбы с отцом.

От филе карпа до тайменя за полярным кругом

Первые забросы Максим тренировал в платных водоемах Москвы и Подмосковья. Но быстро стало понятно, что результат не так важен, как процесс. Определиться помог случай. Одна из рыбалок принесла 50 кг карпа. Но оказалось, что дома нет фанатов рыбы. Чтобы как-то разобраться с ситуацией, пришлось филировать улов самостоятельно. Карп – костлявая рыба, и заготовить в результате удается всего 5–6 кг чистого филе – рыбу было откровенно жалко.

Личный архив

Так Сапронов обратил внимание на дикие водоемы и решил рыбачить для удовольствия: «Рыбы не так много в природе, и хочется, чтобы завтра она попалась кому-то еще». Такие рыбаки в улов забирают только добычу, которая сильно повреждена крючком и уже не выживет. Обычно это не больше 1%. Чаще всего Сапронов ловит судака или щуку, но наибольший интерес вызывает «неместная» рыба: форель, семга, кумжа. За редкой и ценной рыбой – тайменем – он отправился за полярный круг.

«Это совершенно другая рыбалка. Нужно не просто подобрать снасти, но еще и найти рыбу, – делится Максим. – Улов может оказаться на расстоянии 10 км от места, где делаешь заброс». Так он стал исследовать глухие места и буйные речки. Несмотря на то что техническая и организационная подготовка Сапронова возрастала, рыбалка все больше стала напоминать спорт. Причем командный: ехать одному в такие места опасно из-за диких животных и сурового климата.

За добычей в тундру

Эвенкия – это Крайний Север, половина региона лежит за полярным кругом. Летом там жарко и много мошкары – говорят, что на пике численности этот гнус в совокупности превышает по весу всех остальных животных в регионе. Но уже в сентябре наступают холода: днем до +12, а ночью -3–5 градусов. Здесь есть горные массивы, а потому вполне типичен такой пейзаж: река, с одной стороны – пологий берег, а с другой – утес метров в 100 высотой и лиственницы желтого цвета на нем. Водопады пробивают протоки в скалах. Это один из самых малолюдных регионов России, ближайшее поселение может находиться на расстоянии двухнедельного сплава по реке. В таких местах лучше не болеть и ничего себе не ломать.

Личный архив

Здесь начался первый экстремальный поход Сапронова и еще девяти участников команды Big Fish Club – с тяжелыми баулами на 110 л, тремя-четырьмя спиннингами и сотнями приманок на каждого, печками, палатками и всем другим, что еще может пригодиться в диких местах. Дело было в сентябре, поход продлился неделю, от выезда из Москвы и до возвращения в столицу. До реки Мойеро, протекающей недалеко от плато Путорана, команда летела больше суток, в три этапа. Сначала самолет до Красноярска, следующий рейс до Туры – в сильную непогоду. Ветер, облака, туман – пилоту пришлось садиться при скорости ветра 30 м/сек, когда казалось, что самолет встанет не на шасси, а на крыло, вспоминает Сапронов. Последний отрезок команда преодолевала на вертолете, а потом пешком.

От мошкары не уйдешь

Первую стоянку разбили к ночи, но добраться до конечной точки удалось не всем. По пути один из членов команды сломал ногу и вынужден был вернуться домой. Команда договорилась на подъем в 4 утра. Впереди – неделя в дикой природе. «Мы спали три часа, дико замерзли и продирая глаза пошли на место. Рыбу нашли сразу, но, как ее ловить правильно, я понял только на второй день. Оказалось, что хищник стоит не в быстрых потоках на камнях, а скрывается в укромном месте и ждет, пока жертва побьется на перекатах и попадется на ужин», – вспоминает Сапронов. В поисках рыбы товарищи меняли стоянку каждые 2–3 дня, двигаясь вниз по течению реки.

Личный архив

В этом регионе у рек сложный каменистый рельеф дна и быстрое течение. Вода буквально сбивает с ног: «Мне пришлось и поплавать в воде +5 градусов. Это было случайно, ступил на полметра в сторону, и уже пришлось выбираться со спиннингом над головой по горло в ледяной воде. Потом до ночи сушился возле печки».

Но больше всего мешает мошкара. Она мелкая и буквально повсюду. Спасают только мелкие сетки. Самое неприятное, что от мошкары невозможно уйти – даже если плывешь на моторной лодке, она будет двигаться на той же скорости. «Вот мы заговорили, и я сразу вспомнил, как она жужжит в уголке глаза», – вспоминает Сапронов.

Титановая печка и забродные штаны

После каждой рыбалки лучше понимаешь, что необходимо поменять в инвентаре – добавить или убрать, объясняет рыбак. Промораживающий холод, например, навел на мысли о титановой печке для обогрева палатки. В любом случае даже опытному рыбаку для путешествия в Эвенкию приходится докупать от трети до половины экипировки плюс к тому, что у него уже есть: рюкзаки, спиннинги, забродные штаны и многое другое. Экстремальная рыбалка – это такой же серьезный подход к снаряжению, как у альпинистов, отмечает Сапронов. У программистов есть поговорка: один бит информации может спасти или уничтожить весь мир. Профессиональный навык Сапронова – просчет сценариев и стремление подготовиться ко всему. Даже взятый с собой на всякий случай тюбик со светоотверждаемым клеем пригодился – один из рыбаков пропорол забродные штаны, без которых невозможно зайти в реку.

Личный архив

В походе Максим травмировал колено – дальше вещи несли коллеги, а его тянули за собой на плоту. Это в очередной раз подтверждает: идти в такой поход можно только с теми, кому доверяешь безусловно.

10 наихудших сценариев

Уход в отпуск – повод тревожиться для многих топ-менеджеров и предпринимателей, идет ли речь о компании из трех человек или трех тысяч. Чувствовать себя спокойно вдали от офиса CTO «Авито» помогает сценарное планирование. Перед отъездом он обдумал 10 сценариев возможных негативных событий. Команда выстроена так, что в случае, если кто-то выбывает, всегда есть те, кто может взять на себя его задачи. В прошлом году «Авито» пришлось пережить всякое, включая попытки DDoS-атак, так что документ со сценариями оптимизмом не отличался. И о том, что связи может не быть во время отпуска, команда была предупреждена. На самый крайний случай у путешественников была спутниковая связь. В таком сознательном отключении от работы Максим видит плюсы. «Это отличный повод, чтобы сфокусироваться на первобытных проблемах. Ты занят только природой, а по вечерам – общением у костра».

Например, в день отлета палатки рыбаков засыпало снегом. Все застилал туман, стало понятно, что за командой никто не прилетит. А у всех график, по прилете в Москву назначены важные встречи, построены планы. «Удивительно, но все отреагировали спокойно – взяли удочки и пошли рыбачить», – вспоминает Максим. Форс-мажор быстро завершился: спустя три часа появилось солнце и вертолет забрал рыбаков.

Ни один из 10 наихудших сценариев топ-менеджера не реализовался. Но это не значит, что их не нужно составлять. Если хоть раз в жизни проработка сценария поможет, значит, все было не зря, считает Сапронов.

Сейчас команда рыбаков планирует новый маршрут. Цикл подготовки к поездкам бесконечен – в каждом походе обнаруживаются новые идеи, что улучшить в будущем. Топ-менеджер предполагает, что следующей точкой для рыбалки станет Дальний Восток. В Хабаровск, на Курилы, чем глуше – тем лучше. Но, может быть, это будет Кольский полуостров или Тува.

Максим признается, что предусмотреть все невозможно: «На рыбалку едешь с идеей, что поймаешь на заветную блесну. Собираешь чемодан крутых снастей, а ловишь в итоге на то, что не планировал брать. Так часто бывает и в жизни».

Скачать книгу «Максим Сапронов, CTO «Авито»: «В рыбалке – как в жизни: никогда не знаешь, на какую блесну поймаешь».» fb2

Коментарии